+7 (495) 789-35-91 - сеть магазинов
+7 (495) 648-17-68 - интернет-магазин

Мы учимся видеть за текстами глубокие смыслы

Мы учимся видеть за текстами глубокие смыслы
Поделиться:

– Как вы учите чтению? Что такое вообще – чтение?

 

– Я очень много концертов дал для детей. Я выхожу на сцену и говорю: «Мама мыла раму» читали?» – «Читали». – «Писали?» – «Писали». – «А «Рама мыла маму» – может быть такое?» – дети хохочут.

 

Потом начинается фантазия. Да, Рама – это имя девочки, она мыла маму. Наконец, дошло до того, что один мальчишка говорит: «Я бы сделал мультик, когда рама застеснялась, что мама каждый раз ее моет, а она маму ни разу не моет. Поэтому рама обрела ручки и ножки, соскочила с подоконника, взяла мыло…» Следующий говорит: «Когда мама мыла раму, то часть мыла попала на нее, и таким образом, рама тоже мыла маму». Это все нобелевское мышление, это все «гений, парадоксов друг».

 

Когда мы читаем, мы учимся видеть и слышать за текстами, за буквами, за словами глубокие смыслы. Не знаю, видели ли вы: начало романа «Анна Каренина» «все смешалось в доме Облонских» – не о том, что Стива изменил своей жене, это эпиграф к роману второй, потому что Анна не Каренина, она Каренина по мужу, она Облонская и всегда будет Облонская. 

 

Стива влюбился в горничную, а Анна влюбилась во Вронского. Стиву простили с помощью Анны, а Анну бросили под поезд, не простили. Смесь дома Облонских – это Россия, потому что вторая рифмующаяся пара там – это Левин и Каренин.

 

Каренин, муж Анны, пытается изменить все в России и сталкивается с казнокрадством, с ужасами, с ложью, с приписками, со всем, и не может ничего изменить как государственный деятель. А Левин на маленькой территории своего поместья пытается что-то изменить – и то же самое: мужики врут, пьют, крадут.

 

Ни тот, ни другой, ни в микрокосме, ни в макрокосме ничего не могут сделать – вот что такое «все смешалось в доме Облонских».

 

Дом Облонских – это Россия, и это предупреждение Толстого с самого начала.

 

Кто-то читает: «Все смешалось в доме Облонских», – значит, Стива изменил. Толстой не такого уровня писатель.

 

Вот так я учу – я учу слышать глубину мысли. В чем беда большинства людей, не воспринимающих литературу, музыку, поэзию? Они всё воспринимают на первом уровне восприятия, а первый уровень – это вышел, зашел; убил, не убил; женился, развелся; изменил, полюбил. На этом строятся сериалы – занес нож в конце 157-й серии, перерыв, продолжение завтра. Теперь все ждут, день ничего не значит, вечера нет, ночи нет, утра нет – только чем это кончится с ножом? Воткнет, или кто-то там окажется с пистолетом, или кто-то нож выбьет, или что-то еще случится.

 

А что такое учить – и читать, и слышать музыку? Это учить другим измерениям, это входить во второй уровень восприятия, в третий, в четвертый и дальше до бесконечности.

 

Источник и полное интервью: https://www.pravmir.ru/mihail-kazinik/

 

18 ноября в 20:30 в Московском Доме Книги на Новом Арбате искусствовед, музыкант, писатель, поэт Михаил Казиник представит книги «Тайны гениев» и «Погружение в музыку, или Тайны гениев-2»: http://www.mdk-arbat.ru/anons/3842

ждите...
ждите...